«Ты, твоя милость, ты», «Oсeнь», «Фoтoгрaфия 9×12» и, кoнeчнo, «Тaнeц мaлeнькиx лeбeдeй». Умирaть, тaк с музыкoй, — кaжeтся, рeшил Сoвeтский Сoюз. Дрaмaтичныe сoбытия 30-лeтнeй дaвнoсти сeгoдня нeрaзрывнo связaны с «сaундтрeкoм» тoгo врeмeни. Кaк нeрeдкo случaeтся в пoвoрoтныe истoричeскиe мoмeнты, 1991-й oкaзaлся oдним с сaмыx яркиx гoдoв интересах oтeчeствeннoй музыкaльнoй срeды. A эxo тex звукoв я слышим дo сиx пoр. «Извeстия» прислушaлись к гoлoсaм нeдaлeкoгo прoшлoгo.
Минуты рoкoвыe
Втoрaя пoлoвинa 1980-x прoшлa пoд знaкoм oсвoeния нoвoгo и рaзрушeния прeжниx устoeв. Рoк-музыкaнты вышли с пoдпoлья, пoпсa стaлa зaвoeвывaть тeлe- и рaдиoэфиры, в Сoвeтский Сoюз нaчaли приeзжaть зaпaдныe звeзды, кoтoрыx сoвeтскиe мeлoмaны и нe мeчтaли услышaть вживую, a кoмпoзитoры-aкaдeмисты удaрились в экспeримeнты. К 1991 гoду всe сии явлeния дoстигли кульминaции.
Лeнигрaдский рoк-масса в 1991-м прaзднoвaл 10-лeтиe свoeгo сущeствoвaния. К тoму мoмeнту в нeм сoстoялo бoлee 150 групп. Нaзвaния мнoгиx изо ниx нaм сeгoдня ничeгo нe гoвoрят, нo вмeстe с тeм, тaкиe кoллeктивы, якобы «Аквариум», «Алиса», «ДДТ», «АукцЫон», сообразно-прежнему определяют участь-ландшафт страны.
Увы и ах, один из ярчайших персонажей русского рока — Победитель Цой — не дожил перед 1991-го нескольких месяцев. Только именно в последний годик существования СССР вышел и бранный альбом с его участием, прозванный в народе «Черный» после полностью черную обложку.
— В 1991-м Борюха Гребенщиков, «Кино» (аж когда Виктор ушел изо жизни) и «Алиса» были ровно по-прежнему самыми важными группами Ленинграда и России, наравне с такими коллективами, ровно «Наутилус Помпилиус», «Телевизор», «Чайф» и «Калинов мост», — делится исполнительница и летописец русского рока Джоанна Стингрей в беседе с «Известиями», состоявшейся в преддверии выхода ее новой книги о пирушка эпохе «Русский судьба. Конец андерграунда». — В оный год я переехала в Москву и тусовалась со «Звуками Му», «Бригадой С», Crossroads and «Ва банк».
«Черный альбом» вышел и у одной изо главных на оный момент западных групп, Metallica — размере за неделю вплоть до августовского путча. А сейчас через месяц немного погодя падения ГКЧП, в конце сентября, Ларс Богатый, Джеймс Хетфилд, Кирк Хэмметт и Неувядаемая слава Трухильо выступили в Москве, получи грандиозном концерте «Монстры рока». Открывал их сет Enter Sandman — главный хит с нового лонгплея.
Вповалку с Metallica на территории Тушинского аэропорте на пороге полутора миллионами слушателей играли AC/DC, Pantera, The Black Crowes и отечественная «Электро-Судорожная Терапия».
После словам Джоанны Стингрей, сей концерт стал главным наслышан того, что архаичный Советский Союз исчез.
— Чепок было поразительным и крутым! И оный факт, что сие происходило в России, невероятен. Концертино действительно обозначил крышка коммунизма, — уверена Стингрей.
Праздник же осенью рождается и капитальный российский рок-шлягер: «Осень» группы Дихлордифенилтрихлорэтан. При всем лиризме этой песни и внешней оторванности ото политических и социальных проблем не велено, конечно, не сосредоточить внимание на строки третьего куплета.
Что-нибудь такое осень? Сие ветер / Вновь играет рваными цепями. / Чернотроп доползём ли, долетим ли раньше ответа? / Словно же будет с Родиной и с нами? / Чернотроп доползем ли, доживём ли впредь до рассвета / Осень, в чем дело? же будет с завтрашний день с нами?
Ну а певец Игорь Тальков и ни на полушку обходится без иносказаний и облекает ведь, что у многих получай уме, в поэтическую форму.
Владелец президент, / назревает происшествие: / Мы устали через вранья, / в небе — тучи воронья. / Я хотим Вас поклянчить / поскорее заменить / Нате отечественный герб / ненавидимый людям серп / и клепало. / Хватит! Разговор окончен! Хватит!
Песню «Господин президент» — жесткое и отчаянное объявление к Борису Ельцину — Тальков вынужден был исполнить 6 октября 1991 лета в Санкт-Петербурге, в Дворце спорта «Юбилейный». Из-за несколько минут прежде выхода на сцену в гримерке происходит несоответствие, результатом которого становится гекатомба Талькова. Наступление эпохи криминальных разборок артисты почувствовали нате себе одними изо первых.
Дельфины и русалки
Однако если рок-музыканты на (самом) деле стремились понять, «что а будет с Родиной и с нами», а барды адресовали острые вопросы властям, священник-звезды решали куда-нибудь более прагматичную задачу: отвлечь (народо)население от бытовых проблем. Пользу кого последнего сгодилась маловыгодный только музыка, а и личная жизнь кумиров, которая по причине прессе (она равным образом раскрепостилась по полной программе) выплеснулась приставки не- всегда хорошо пахнущим как из рога изобилия на первые полосы газет и журналов.
В 1991-м отечество слушает «Желтые тюльпаны» и «Первый поцелуй» на волос) юной девочки Наташи Королевой и следит из-за ее романом с Игорем Николаевым, бывшим сонграйтером и аккомпаниатором Аллы Пугачевой, в конце 1980-х сделавшим успешную сольную карьеру. К паре, публично оформившей свои взаимоотношения, приклеивается название «Дельфин и русалка» — числом песне, сочиненной в фолиант же году и раньше сих пор вызывающей приступы ностальгии у поклонников.
Симультанно развивается love story и у самой Аллы Борисовны. В конце 1990-го симпатия знакомится с молодым и по-старому никому не известным певцом Сергеем Челобановым, а в 1991-м их подвешенный флирт — тема всенародных сплетен. Музыкальной кульминацией интрижки в конечном итоге песня авторства целое того же Николаева «Незваный гость»: певица исполняет ее дуэтом с новым фаворитом, заставляя публику подстраивать догадки о степени их близости.
А тем временем весь самостоятельной звездой первой величины становится Филюша Киркоров, покоряя женские сердца России хитами «Ты, твоя милость, ты» и «Атлантида» (тот и другой — 1991 года). Опосля сложился стереотип, словно этот артист как и, как и Челобанов, обязан своим взлетом отношениям с Пугачевой — а как скандальной женитьбе получи и распишись ней в 1994-м. А, как мы видим, вслед за три года предварительно свадьбы высокий карагез болгарин уже забрался в отечественной поп-Лахо (пусть все но и не без некоторой помощи примадонны держи начальном этапе).
Однако Киркоров — все-таки милый более зрелой аудитории, а самые юные слушательницы сходят с ума по мнению смазливому мальчику Жене Белоусову. Его «Девчонка-девчоночка» появляется как в 1991-м, и невозможно изобразить себе школьные дискотеки вне этой нехитрой мелодии. Аккурат Белоусов — стилистический продолжатель Юры Шатунова, что раз в тот время ушедшего из «Ласкового мая», одного с музыкальных символов позднеперестроечного времени.
— Сие был слом эпох. Сначала у нас существовала советская песенка, соединившая в себе много элементов, очень сложное, высокопрофессиональное случай. И вдруг — как обухом после голове — появляется «Ласковый май», ставший настоящим символом, а ради ним и другие подобные коллективы и звезды, — поделился с «Известиями» автор, худрук Оркестра им. Силантьева Мужественный защитник Клевицкий, на оный момент зампред эстрадно-джазовой секции Союза композиторов Страна советов.
По словам Клевицкого, нате то были и технические причины. Если бы раньше, чтобы зачислить песню, требовалось кончаться многочисленные худсоветы, так на рубеже 1990-х появились синтезаторы, секвенсоры, и многие музыканты стали основывать домашние студии. Государственная право на звукозапись была разрушена. Же вместе с ней ушел и выражение — мелодический, аранжировочный, исполнительский. Хлынувшая широким градом попса похоронила советскую песню.
Вот то-то и оно тогда, на рубеже 1980-х – 1990-х сформировался основа современной российской иерей-эстрады. Помимо Киркорова и Королевой не возбраняется назвать Ирину Аллегрову (ее «Странник» и «Фотография 9х12» — одни изо главных хитов 1990-1991-х), Анжелику Варум (в 1991-м из этого следует ее дебютный атлас «Good bye, мой мальчик» с песней «Полуночный ковбой»), Леонида Агутина («Босоногий мальчик» записан тут-то же) и многих других. Голоса пирушка эпохи — по-прежнему с нами. Нравится нам сие или нет.
До сей поры по классике
В случае если эстрада переживала стремительный расцвет, в академической музыке все на свете было сложнее. С одной стороны, крупных композиторских фигур хватало. Были живы и целиком продуктивны классики вновь сталинской эпохи — Удачный Хренников, Георгий Свиридов, Андрюша Эшпай, активно творили композиторы-авангардисты — Альфа Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов… С противолежащий стороны, именно в 1991-м Губайдулина эмигрирует в Германию, а годом до этих пор туда же уехал Шнитке. И сие далеко не единственные, оно самые громкие упражнения.
— Я тогда чуть отнюдь не уехал на Западное направление. Ant. восток. Серьезно опасался, почто в нашей стране ми будет нечем насыщать семью, — вспоминает в беседе с «Известиями» общенародный артист России, глава правления Союза композиторов РФ Рашид Калимуллин, нате тот момент возглавлявший Лига композиторов Татарстана. — У меня было пара маленьких детей, а цены в магазинах росли всякий день, и никто невыгодный знал, что хватит завтра.
Цензурные тисочки советской эпохи ушли в житие, но их сменили проблемы иного характера — коммерческого, бытового. Прежние пособие, обеспечивавшие заказами, домами творчества, исполнениями — рушились, новых — отнюдь не появлялось.
Да и народу, по всему вероятию, не было малограмотный до серьезного творчества. Из-за этого многое создавалось «в стол» иль же для актер на Западе. Яко, в 1991 году Шнитке написал оперу «Жизнь с идиотом» бери либретто Виктора Ерофеева, да впервые поставлена возлюбленная была в Амстердаме и Вене, а вплоть до Москвы добралась не долее чем в 1993-м. Еще Водан авангардист Александр Вустин в начале 1990-х создал новаторскую симфоническую партитуру к эстетскому фильму Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф». Картину отправили бери Каннский фестиваль-1991, сие последний в истории кинохр от Советского Союза возьми крупнейшем мировом киносмотре. Так на родине ни ленту Хамдамова, ни музыку Вустина в первозданном виде этак и не узнали.
Были, опять-таки, и позитивные тенденции.
— После этого стала, например, с пеной у рта развиваться электроника. Я хоть предложил создать в Союзе композиторов Подмосковия комиссию по электронной музыке, в итоге ее возглавил Эдик Артемьев. Еще из этого явствует очень модным крен джаз-рока. Нате концерты «Арсенала» Алексея Козлова было пиччикато попасть, — рассказал Санюта Клевицкий.
Кроме того, вспоминает симпатия, появилось «третье направление» — ведь, что сегодня называется кроссовер. Техно, которая впитывала в себя неравные стилевые элементы, соединяя классическую традицию с нежели-то совершенно несвойственным. В частности, тем а роком.
— Мою неизбежность-оперу «Крик кукушки», которую кинопресса назвала первым татарским мюзиклом, поставили в 1989 году в оперном театре Казани, — рассказывает Рашид Калимуллин. — И оный факт, что как (с неба свалился в таком серьезном заведении выступают божий)-исполнители, настолько потряс всех, а народ повалил беспритязательно толпами. Невозможно было справить билеты. В месяц шло по части пять спектаклей — с огромной форой больше, чем обычных опер.
Возле этом, отмечает мелодист, молодые представители академического жанра числительное позади существительного: часа два поголовно увлекались авангардом, пробовали новейшие техники сочинения, чтобы и вскоре пресытились сим. В общем, поиски шли, и вопреки на тяжелое материальное местоположение и падение престижа профессии музыки в меньшей степени не становилось.
Так в массовом сознании главной классической темой 1991 годы стал, безусловно, «Танец маленьких лебедей» изо «Лебединого озера». В дней путча именно балет Чайковского заполнял телеэфир, ввиду этого поворотный момент истории сейчас неотделим от музыки Петра Ильича. Самочки музыка, конечно, через этого вряд ли выиграла.
Похожая сказание произошла и с песней Коллектив «Песняры» «Беловежская пуща», написанной Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым вдобавок в 1970-х. После беловежских соглашений симпатия стала звучать сиречь реквием по Союз Советских Социалистических Республик, ностальгическое прощание со страной, которая на всю жиз исчезла с карты таблица.