фoтo: nevsedoma.com.ua
С 2008 гoдa рыбнaя oтрaсль пoкaзывaeт устoйчивый рoст. В 2008 гoду улoв сoстaвил 3,26 тoнн, a к 2015 вырoс нa 40% и стaл ужe 4,49 тoнн. В 2017 гoду динaмикa рoстa сoxрaнилaсь — 4,58 тoнн вылoвили в уxoдящeм гoду. Дa и нaсeлeниe у нaс рыбу любит — в срeднeм кaждый россиянин съедает 22 кило рыбы в год и 80% из этой продукции отечественная. В 2016 году рыбная отрасль принесла в бюджет страны 218 млрд рублей и обеспечивает рабочими местами 146 тысяч человек по всей стране.
Непонятно, в связи с чем возникло предложение уже имеющиеся инвестиционные квоты на вылов краба отобрать у тех, между которыми они были распределены по «историческому принципу», и в 2018 году выставить их на аукцион, а его результаты закрепить на 10 лет. К слову, раньше такие квоты были инвестиционными и закреплялись на 15 лет. То есть, проще говоря, распределить лимиты на аукционе и не выделять по крабам инвестиционные квоты. Казалось бы, что решение ориентировано на тех игроков, которые сейчас не задействованы в этом промысле. Однако на проверку оказывается, что такая инициатива оказывается совершенно неэффективной во всех смыслах.
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий сравнил такую инициативу с ее последствия с надвигающимся экономическим цунами. Он недоумевает, зачем возвращаться к тому, что уже проходили в начале 2000-х годах, а именно к системе аукционов. Именно из-за этой системы вся отрасль была в кризисе, и ситуацию удалось выправить только относительно недавно, когда от этой системы отказались.
Александр Дупляков, президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востокауказал, что от таких «крабовых новшеств» могут пострадать не только непосредственно рыбаки, занимающиеся ловлей крабов.
— У нас нет моноресурсных компаний, то есть тех, которые сосредоточены были бы только на ловле крабов: как правило, одно предприятие занимается и крабами и рыбными ресурсами. Изъятие одного сегмента из общего котла квот приведет к пагубным последствиям для компании и отрасли в целом.
Дупляков отметил, что подобная инициатива вполне может распространиться и на другие ресурсы.
— Если будут внесены изменения в закон о рыболовстве, то там не будет прописано, что это касается только крабов или их отдельных видов. Это будет общая формулировка и решение по объектам будет приниматься либо правительством либо федеральным органом исполнительной власти. И в итоге, решать какой ресурс включить или не включить будет чиновник. А это огромный риск для отрасли. А аппетит приходит во время еды. Поэтому сначала это может коснуться крабов, потом лосося, потом другие ценные объекты — высказал свои опасения он.
По подсчетам экспертов, на те деньги, которые выделяли под судостроение для крабового промысла, предполагалось построить около 40 среднетоннажных судов. Это более 50 млрд рублей. А такие суда — это технически сложная продукция. Тут и специальный усиленный под ледовые нагрузки корпус, и фабриками по переработке краба на борту и специальными кранами для подъема улова. В случае исключения крабов из инвестиционных квот, все эти проекты будут заморожены. Пострадают и заводы и регионы, в которых эти заводы расположены.
— Мы подсчитали, что если мы столкнемся с пересмотром базовых принципов квотирования, то 9 рыбопромышленных комбинатов вынуждены будут объявить дефолт. Это и отказ от нескольких крупных проектов на Дальнем Востоке, от строительства рыбопромысловых судов, — рассказал Герман Зверев.
Новость о том, что подобная инициатива рассматривается в ведомствах, вызвала негативную реакцию всего рыбацкого сообщества. Николай Назаренко, капитан промысла, заместитель директора Архангельского тралового флота тоже отрицательно оценивает перспективу принятия таких нововведений.
-В отрасли наметился устойчивый рост, увеличивались и финансовые показатели, но сейчас мы получили информацию, которая вызывает у моряков тревогу. И скорее всего, это действительно будет цунами — подчеркнул он — 6 проектов уже заморожены. Мы обеспокоены тем, как обернется дело с уже строящимися судами, потому что обеспечение финансирования строительства этих судов зиждилось на крабовых квотах.